Кружка
Санкт-Петербург, 1864
Фирма И. Сазикова
Серебро, изумруды, шпинель; выемчатая эмаль, литье, чеканка, гравировка,
выпиловка, токарно-давильные работы, монтировка
Музеи Московского Кремля
Кружка прославленной российской фирмы И. Сазикова воспроизводит "Оружейные полаты кружечку" XVII в., вероятно, греческой работы, изображение которой помещено в книге "Древности Российского государства" академика Ф. Солнцева. Мастера придворной фирмы, повторив в целом форму и декор старинной кружки, заменили эмаль по скани на выемчатую эмаль, а стекла и амальдины - на драгоценные камни, изумруды и шпинели, поэтому новый вариант выглядит более роскошно. Вместо литой обезьянки крышка увенчана витой дольчатой шишечкой.
Кружка и рог для вина
Ф. Солнцев
Россия, 1830-е гг.
Бумага; акварель, тушь, белила, клеевая живопись
Рисунок поступил в библиотеку Оружейной палаты из Государственного Древлехранилища в Московском Кремле в 1882 г.
Музеи Московского Кремля
На рисунке изображены два предмета восточной работы XVII в. из собрания Музеев Московского Кремля. Слева и в центре листа располагается серебряная золоченая кружка с крышкой. Она представлена в двух проекциях: вид сбоку и вид сверху, отдельно изображена ручка кружки.
Справа на листе изображен рог буйвола в драгоценной оправе иранской работы, привезенный из Голландии в числе посольских подарков царю Алексею Михайловичу в 1665 г. Рог также хранится в Музеях Московского Кремля. Он показан в двух проекциях: вид сбоку и вид верхней части с раструбом в ракурсе.
Художник-археолог Ф. Солнцев (1801-1892) закончил Императорскую Академию художеств в 1824 г. Начиная с 1830 г. по заданию Академии и ее президента А. Оленина он совершал поездки по древнерусским городам и монастырям с целью фиксации памятников истории и культуры России допетровского времени. По этому рисунку ювелирной фирмой И. Сазикова в 1864 г. была выполнена реплика кружки XVII в. (выше).
Кружка
Греция (?), XVII в.
Серебро, альмандины, стекла; эмаль по скани, литье; чеканка, золочение, монтировка
Прослеживается по описям Оружейной палаты с 1808 г.
Музеи Московского Кремля
Раритет из древней сокровищницы русских царей - серебряная золоченая кружка, сплошь украшенная эмалью синих и зеленых оттенков по скани - отличается насыщенным декором и необычным для своего времени сочетанием художественных элементов, характерных для разных художественных стилей, - это фризы с готическими трилистниками, романские арки, витые колонны, а также фигурная ручка в виде дракона и литая фигурка обезьяны на крышке. На дне снаружи приклеена бумажка с надписью XVII (?) в.: ОРУЖЕЙНЫЕ ПОЛАТЫ КРУЖЕЧКА.
Вероятно, именно благодаря своему пышному и оригинальному убранству кружка долго время считалась произведением восточных мастеров, однако ее форма и сочетание декоративных элементов свидетельствуют скорее о европейском происхождении. В то же время характер эмалей, а также выполненный из витой проволоки сканый растительный орнамент на этой кружке не находят аналогий среди работ восточных мастеров, но близки некоторым произведениям греческих ювелиров XVII-XVIII столетий, сохранившимся в сокровищницах монастырей Афона.
Эта кружка наряду с другими шедеврами Оружейной палаты в последующие столетия не раз становилась источником вдохновения для ювелиров, создававших свои вариации по мотивам необычного произведения.
Тарелка
Принадлежала царю Алексею Михайловичу
Москва, 1667
Мастера Леонтий Константинов, Иван Юрьев, мастерские Московского Кремля
Золото, драгоценные камни; чеканка, выемчатая эмаль, гравировка
Прослеживается по описям Оружейной палаты с 1884 г.
Музеи Московского Кремля
В центре золотой тарелки, украшенной многоцветными эмалями и драгоценными камнями, помещено изображение двуглавого орла в обрамлении надписи: Ц[А]РЬ Г[ОСУ]ДАРЬ И ВЕЛИКИИ КН[Я]ЗЬ АЛЕКСЕИ МИХАИЛОВИЧ ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЕ РОСИ[И] САМОДЕРЖЕЦЪ.
Тарелка десертная из Кремлевского сервиза
Санкт-Петербург, 1837-1839
Императорский фарфоровый завод
Фарфор; надглазурная роспись, золочение
Поступила из Управления коменданта Московского Кремля в 1939 г.
Музеи Московского Кремля
Кремлевский сервиз - первое произведение в русском стиле, выполненное из фарфора. Он был заказан императором Николаем I для строившегося Большого Кремлевского дворца, новой московской императорской резиденции. Архитекторами и дизайнерами интерьеров этого великолепного здания стали основоположники национального стиля
XIX в., прежде всего К. Тон и Ф. Солнцев.
Для создания Кремлевского сервиза Ф. Солнцевым были отобраны в качестве образцов чрезвычайно нарядные и эффектные экспонаты XVII столетия, принадлежавшие царю Алексею Михайловичу и его второй жене Наталье Кирилловне Нарышкиной. Тарелка Алексея Михайловича 1667 г. стала образцом для десертной части сервизного комплекса. Десертные фарфоровые тарелки представляют собой прямую реплику с нее. Единственная
вольность, которую позволил себе художник, - изменение надписи вокруг центральной мишени с изображением двуглавого орла. На золотой оригинальной тарелке написана титулатура царя Алексея Михайловича, на фарфоре ее сменила надпись: ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ НИКОЛАЙ, указывающая на венценосного заказчика.
Тарелка (вид с трех сторон)
Ф. Солнцев
Россия, не ранее 1835 г.
Бумага; акварель, твореная бронза, тушь, белила
Рисунок поступил в библиотеку Оружейной палаты из Государственного Древлехранилища в Московском Кремле в 1882 г.
Музеи Московского Кремля
На рисунке изображена принадлежавшая царю Алексею Михайловичу золотая с эмалью и драгоценными камнями тарелка, выполненная в мастерских Московского Кремля Леонтием Константиновым и Иваном Юрьевым в 1667 г. Предмет показан в трех проекциях: с лицевой и с оборотной сторон и сбоку. Внизу помещено название карандашом: "Тарелка царя Алексея Михайловича".
Кошелёк
Москва, 1876
Фирма П. Овчинникова
Серебро, ткань, картон, металл, фольга; выемчатая эмаль, штамп, золочение, монтировка
Дар от Р.М. Фрусман в 1976 г.
Музеи Московского Кремля
Одна сторона кошелька, созданного знаменитой фирмой П. Овчинникова, украшена надписью: НОСИ НЕТЕРЯЙ, ДЕНЕЖКИ СБЕРЕГАЙ, на синем эмалевом фоне. На оборотной стороне в окружении узора, выполненного в технике выемчатой эмали, расположен щиток, предназначенный для вензеля владельца. Вдохновляясь русскими средневековыми серебряными изделиями, украшенными владельческими и благопожелательными текстами, мастера, работавшие в русском стиле, декорировали свои произведения различными надписями (часто народными пословицами и поговорками), шрифт в которых подражал древнерусскому уставу.
Богоматерь Казанская
Икона в окладе
Россия, XIX в. (?); оклад - Москва, 1878
Фирма П. Овчинникова
Серебро, дерево, левкас, твореное золото; темпера, эмаль по скани, чеканка, гравировка, канфарение, золочение
Поступила из прокуратуры Севастопольского района г. Москвы в 1936 г.
Музеи Московского Кремля

В окладе иконы "Богоматерь Казанская" мастер умело сочетает эмаль по скани с другими ювелирными техниками – чеканкой, канфарением, золочением. Венцы Богоматери и младенца Христа, украшенные сканным растительным узором, заполненным многоцветной эмалью, своей яркостью усиливают художественную выразительность образа. На полях оклада находятся декоративные наугольники, покрытые многоцветным эмалевым растительным узором. Выбор цветовой гаммы эмали, украшающей венцы и наугольники, в которой преобладают синий, голубой, зеленый и белый цвета, восходит к московским эмалям XVI в., когда эта цветовая палитра часто использовалась для украшения окладов икон, Евангелий и крестов.
Лампада
Москва, 1890-е гг.
Мастер-монограммист АО (Алексей Овчинников?),
фирма П. Овчинникова
Серебро; оконная эмаль, эмаль по скани, выпиловка, вальцовка, токарно-давильные работы, канфарение, золочение, монтировка
Поступила с Аффинажного завода Народного комиссариата финансов СССР во второй половине 1920-х гг.
Музеи Московского Кремля

Лампада фирмы П. Овчинникова – уникальный предмет церковной утвари конца XIX в. В декоре нижней части лампады и ободков, обрамляющих центральную часть корпуса, мастера использовали эмаль по скани, а собственно центральную часть выполнили в технике оконной эмали, светящейся как средневековый витраж. Лампады, украшенные в такой технике, в собраниях российских музеев единичны.
Чашка с блюдцем
Москва, около 1900
Фирма П. Овчинникова
Серебро; оконная эмаль, скань, выпиловка, золочение, монтировка
Поступили из церковных ценностей в 1923 г.
Музеи Московского Кремля

Чашка с блюдцем представляют собой уникальные образцы русской серебряной утвари, украшенной оконной эмалью. Скань, традиционно выполнявшая роль декора, здесь является конструктивным элементом. Мастера фирмы П. Овчинникова, виртуозно владевшие этой техникой, сумели выполнить предметы целиком из витой проволоки, заполненной прозрачной эмалью. Форма чашки и ее декор напоминают традиционную русскую чарку с ручкой-полкой.
Рюмки
Москва, 1908-1917
Фирма П. Овчинникова
Серебро; оконная эмаль, токарно-давильные работы, скань, золочение, монтировка
Поступили через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 1982 г.
Музеи Московского Кремля

Несмотря на то что клеймо мастера на одной из рюмок читается не полностью, можно с уверенностью утверждать: она была изготовлена мастерами фирмы П. Овчиннникова. Атрибуция уточнена благодаря наличию в коллекции Музеем Московского Кремля аналогичного изделия с хорошо читающимся клеймом.
Десертная ложка
Москва, 1880-е гг.
Фирма П. Овчинникова
Серебро; оконная эмаль, штамп, выпиловка, золочение
Поступили через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 1985 г.
Музеи Московского Кремля

Ложка украшена в технике оконной эмали, среди выпильных узоров которой угадывается стилизованное изображение двуглавого орла. Несмотря на утилитарность изделия, его нарядный и хрупкий декор свидетельствует о том, что оно могло служить в качестве памятного подарка.
Ларец
Москва, 1881
Фирма П. Овчинникова
Серебро, бархат; эмаль по скани, токарно-давильные работы, штамп,
золочение, монтировка
Поступил из государственного учреждения в 1989 г.
Музеи Московского Кремля

Ларец выполнен в форме старинного сундучка, с полукруглой крышкой, откидной петлей для замка и фигурными ручками на шарнирах. Корпус ларца украшен узором, заимствованным из средневековой книжной миниатюры; стилизованная плетенка была излюбленным мотивом русского стиля. Среди завитков, стеблей и цветов вплетены фантастические животные и изображения жар-птицы. Орнамент выполнен в технике эмали по скани, интересно, что для него использовано два типа фона – золоченый канфаренный и гладкий эмалевый. Мастера фирмы П. Овчинникова одними из первых стали выполнять эмаль по скани на эмалевом фоне.
Портсигар
Москва, 1885
Фабрика А. и Ф. Овчинниковых
Серебро, недрагоценный металл; эмаль по скани, штамп, канфарение, гравировка, золочение, монтировка
Музеи Московского Кремля

Портсигар, состоящий из двух равных половин, сплошь покрыт эмалью по скани, причем ярко-голубая положена так, что ее полусферический рельеф похож на бирюзу: кажется, что предмет буквально засыпан ею. Совместное предприятие Алексея Акимовича Овчинникова – настоящего виртуоза эмали – и его сына Федора оставило незначительное наследие, поэтому каждый предмет представляет большой интерес, тем более столь нестандартный в отделке, как этот изысканный портсигар. Не случайно он был выбран для подарка знаменитому архитектору Роману Ивановичу Клейну (1858–1924), строителю Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств А.С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ныне – ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и других сооружений. Об этом свидетельствует гравированная дарственная надпись внутри: РОМАНУ ИВАНОВИЧУ КЛЕЙНУ НА ДОБРУЮ ПАМЯТЬ ОТ М.А. ЛАЗАРЕВА.
Прибор для вина (поднос и два бокала)
Москва, 1873
Фирма И. Хлебникова
Серебро, стекло, фольга; эмаль по скани, токарно-давильные работы, штамп, канфарение, золочение, гравировка
Поступил из Правления Советского фонда мира в 1986 г.
Музеи Московского Кремля
Прибор для вина, выполненный фирмой И. Хлебникова, состоит из двух высоких бокалов и подноса и относится к ранним примерам произведений с эмалью по скани этой фирмы. Многоцветная матовая эмаль на бокалах и подносах сочетается с пурпурно-красной полупрозрачной эмалью, положенной по золотой фольге. Украшающий бокалы и поднос растительный декор в виде вьющихся стеблей и стилизованных соцветий, а также мелкие сканные горошины, заполненные белой эмалью, восходят к орнаментам московских серебряных произведений XVII в. Сочетание старинных мотивов с современными формами достаточно часто встречалось в творчестве мастеров 1870-х гг.
Портсигар
Москва, 1875
Фирма И. Хлебникова
Серебро, металл; живопись по эмали, выемчатая эмаль, штамп, гравировка,
золочение, монтировка
Поступил через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 2007 г.
Музеи Московского Кремля
Интерес к национальной истории и быту проявился в том числе в обращении мастеров к традиционным русским сюжетам. Одним из популярных мотивов, использовавшихся для украшения серебряных изделий, становится изображение русской тройки. Живописным оригиналом для эмалевой композиции мчащейся тройки с ездоками на портсигаре работы фирмы И. Хлебникова послужила картина Н. Сверчкова "Александр II с принцем Уэльским, будущим Эдуардом XVII в тройке в Санкт-Петербурге", в настоящий момент хранящаяся в Британской Королевской коллекции. Предположительно картина была написана во время визита принца в Санкт-Петербург в 1866 г. по случаю свадьбы цесаревича Александра Александровича и Марии Федоровны и впоследствии подарена ему Александром II.
Пасхальное яйцо
Москва, 1890-е гг.
Фирма Хлебникова
Серебро; эмаль по скани, токарно-давильные работы, канфарение,
золочение, монтировка
Поступило через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 2003 г.
Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо декорировано растительным и геометрическим орнаментом и фризом с надписью: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, выполненными в технике эмали по скани на золоченом канфаренном фоне. К светлому празднику Пасхи традиционно преподносились подобные яйца с вложенными в них небольшими подарками. От аналогичных серебряных пасхальных яиц московских производителей оно отличается крупным размером, благодаря чему внутрь можно было вложить большое количество пасхальных даров.
Конфетница
Москва, 1888
Фирма И. Хлебникова
Серебро; оконная эмаль, эмаль по скани, выпиловка, токарно-давильные работы, канфарение, золочение, монтировка
Поступила через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 2017 г.
Музеи Московского Кремля
Фирма придворного поставщика И. Хлебникова, как и предприятия его современников
П. Овчинникова и А. Кузмичева, славилась изделиями с оконной эмалью и выпускала их на протяжении десятилетий. При этом мастера, создавая подобные предметы, старались варьировать способы наложения витражной эмали: иногда ею заполняли сканые ячейки, а иногда, как и в случае с этой чашей-конфетницей, - выпильные узоры.
Конфетница
Москва, 1908-1917
Фирма И. Хлебникова
Серебро, оконная эмаль, выпиловка, скань, золочение, монтировка
Поступила из Всесоюзного производственно-художественного комбината
имени Е.В. Вучетича в 1987 г.
Музеи Московского Кремля
Многолопастная форма чаши напоминает распустившийся цветок. Мастера фирмы
И. Хлебникова, вдохновленные искусством Древней Руси, заимствовали форму одного из шедевров Оружейной палаты - чаши, выполненной в мастерских Московского Кремля в 1652-1653 гг. и подаренной патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу. Однако в соответствии с духом времени конфетница более легкая и ажурная - этого удалось достичь благодаря особенностям воплощения формы и выбору техники декорирования, прежде всего оконной многоцветной эмали.
Сулея (ваза)
Принадлежала царевичу Ивану Ивановичу
Китай, династия Мин, первая половина XVI в.; оправа - Россия, XVI в.
Фарфор, серебро; подглазурная роспись, резьба, чеканка, золочение
Прослеживается по описям Оружейной палаты с 1808 г.
Музеи Московского Кремля
Корпус сулеи (вазы) расписан подглазурно кобальтом. Притертая крышка-пробка в серебряной оправе прикреплена цепочкой к серебряной же оправе горла. В росписи преобладают цветочные и растительные мотивы исламского происхождения - стилизованные цветы лотоса и граната, пальметтообразные листья и условные виноградные лозы. Крышка полусферическая, с навершием-шариком, граненая, украшена цветами сливы (мэйхуа). На серебряной золоченой оправе горла по кругу вырезана надпись: СУЛЕИА ЦАРЕВИЧА КНЯЗЯ ИВАНА ИВАНОВИЧА. На внутренней стороне крышки на пробке изображен единорог.
Поскольку на изделии отсутствует марка, указывающая на девиз правления императора, датировка произведений искусства, принятая в Китае, позволяет вписать экспонат в весьма значительный временной промежуток с 1368 по 1644 г., т.е. отнести его ко времени правления династии Мин. Однако, возможно ограничить дату первой половиной XVI столетия. Это ограничение основывается не столько на принадлежности памятника конкретному историческому лицу - царевичу Ивану, старшему сыну Ивана Грозного, сколько на его стилистических и технологических особенностях. Именно тогда в фарфоре династии Мин появляются изделия в монохромной бело-голубой гамме, с активным использованием изобразительных мотивов, характерных для стран мусульманского Востока.
Ковш
Москва, 1908-1917
Фирма О. Курлюкова
Серебро, родонит; живопись по эмали, токарно-давильные работы,
чеканка, золочение, монтировка.
Поступил через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 2019 г.
Музеи Московского Кремля
Ковш украшен эмалевой живописной плакеткой. Под носиком ковша в фигурном нестандартном картуше, имеющим форму купола, изображен фрагмент знаменитого полотна В. Васнецова "Богатыри". Живописцы по эмали не стали скрупулезно копировать часть легендарной картины, а привнесли в сцену собственные детали пейзажа - деревья и изображение города-крепости вдали. Декор изделия дополняют розовые родониты-кабошоны и виртуозная чеканка. Круглящиеся, изогнутые мотивы подчеркивают выразительный силуэт ручки, соединенной цепью с корпусом, - эта деталь перекликается с изображением ремня, на котором висит булава Ильи Муромца.
Пасхальное яйцо
Москва, 1908-1917
Товарищество "П.И. Оловянишникова сыновья"
Серебро; эмаль по скани, токарно-давильные работы, золочение, монтировка
Поступило через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 2003 г.
Музеи Московского Кремля
Фабрика П. Оловяшникова была основана в 1848 г. в Москве и производила преимущественно храмовую утварь, а также предметы личного благочестия и прочие изделия, в числе которых были подарочные пасхальные яйца. В 1990-х гг. многие изделия фабрики выполнялись по эскизам С. Вашкова, использовавшего древнерусские и византийские мотивы для создания самобытного художественного стиля. Пасхальное яйцо, выполненное мастерами фабрики П. Оловянишникова, отличается оригинальным декором. Оно состоит из двух половин и разделено на сегменты поясками голубого жемчужника; в каждом сегменте изображены незабудки на ярко-желтом и ярко-синем фонах.
Ковш
Москва, 1899-1908
Фабрика М. Семёновой (?)

Серебро; эмаль по скани, токарно-давильные работы, выпиловка, чеканка, канфарение, гравировка, золочение, монтировка

Поступил из государственного учреждения в 1987 г.
Музеи Московского Кремля
Ковш, вероятно, выполнен на фабрике М. Семёновой, основанной в 1852 г. ее отцом
В. Семёновым. Ладьевидный корпус ковша украшен чеканными долами; такой декоративный прием часто использовался в русской средневековой посуде. Особую нарядность ковшу придают цветы, стебли и завитки, выполненные в технике эмали по скани на золоченом канфаренном фоне. Они украшают весь корпус ковша, высокий носик и полую фигурную ручку.
Монетник
Москва, 1899-1908
Фабрика М. Семёновой
Серебро, сталь; эмаль по скани, токарно-давильные работы,
канфарение, золочение
Поступил из Гохрана в 1968 г.
Музеи Московского Кремля
Русские ювелирные фирмы выпускали много серебряных аксессуаров. Они были не только функциональными, но и модными, соответствующими духу времени. Для их украшения использовались разные ювелирные техники, в том числе и разнообразные виды эмали. Монетники являются редкими образцами такой продукции.
Набор для вина
Москва, 1892-1893
Фабрика К. Клингерта
Серебро; эмаль по скани, токарно-давильные работы,
канфарение, золочение монтировка
Поступил через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 1985 г.
Музеи Московского Кремля
Фирма Г. Клингерта была основана в Москве в 1865 г. и размещалась в собственном доме владельца в Малых Сыромятниках. Густав Густавович Клингерт был видным деятелем немецкой общины Москвы и известным коллекционером-нумизматом. Изделия этой фирмы получали высокие отзывы на всемирных художественно-промышленных выставках в Париже 1889 г. и в Чикаго в 1893 г. Фирма выпускала много изделий из серебра с эмалью в русском стиле, для них характерен высокий уровень выполнения сканого декора с мелкой орнаментацией.
Набор для вина, состоящий из графина, подноса и шести стопок, представляет собой типичный образец такой продукции. Он сохранился в полном составе, благодаря чему можно получить представление о первоначальном замысле мастера.
Портсигар
Москва, 1908-1917
Фабрика И. Алексеева
Серебро; стекло, медь; эмаль по скани, живопись по эмали, штамп, золочение, монтировка
Поступил из Управления драгоценных металлов
Министерства финансов СССР в 1971 г.
Музеи Московского Кремля
Портсигар выполнен мастерами фабрики И. Алексеева, основанной в Москве в 1876 г. Обе крышки портсигара украшены эмалью по скани; в декоре преобладают симметрично скомпонованные растительные мотивы, заключенные в рамку из геометрических элементов – треугольников и кругов. В центре лицевой стороны портсигара помещено миниатюрное воспроизведение картины М. Врубеля "Царевна Лебедь", изготовленное в технике живописной эмали. Этот образ, вдохновленный оперой Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", довольно часто воспроизводился на ювелирных предметах начала ХХ в.
Конфетница
11-я Артель
Фабрика И. Алексеева
Серебро; эмаль по скани, токарно-давильные работы, выпиловка, зернь, золочение, монтировка
Поступила из государственного учреждения в 1990 г.
Музеи Московского Кремля
Конфетница отличается сложной формой с "резным" основанием, ажурным завершением и выпильными сквозными ручками. Затейливая форма и выразительные контуры, характерные для стиля модерн, дополнены декором в технике эмали по скани, оживленной зернью. Светлая гамма эмали вторит легкости и изяществу формы.
Четыре Евангелия в окладах, в футляре
Москва, Синодальная типография, 1909; оклады и футляр - Москва, Императорское Строгановское училище, 1909
Бумага, серебро, жемчуг, опалы, бархат, картон, атласный шёлк; печать, эмаль по скани, золочение, монтировка
Музеи Московского Кремля
Каждое из четырех Евангелий - в серебряном окладе, сплошь украшенном эмалью по скани в сдержанной гамме с преобладанием зеленого, синего, белого и бежевого цветов. Верхние крышки всех Евангелий и оборотные стороны окладов имеют разный рисунок сканого узора, при этом корешки всех четырех окладов декорированы одинаково.
Футляр представляет собой открытый прямоугольный ларчик из золоченого серебра, внутри выложенный серым бархатом, имеющий четыре отделения для Евангелий. Поверхность стенок декорирована эмалью по скани темно-зеленого цветов, с включением терракотового оттенка, украшена лунными камнями и мелким жемчугом.
Это один из наиболее выразительных и редкостных образцов работ Императорского Строгановского училища, выполненных в неорусском стиле начала XX столетия. Неслучайно комплект в числе лучших изделий подобного рода экспонировался на Южно-русской областной выставке в Екатеринославе в 1910 г., где был особо отмечен жюри, а также на международной выставке в Турине в 1911 г. Футляр с Евангелиями является мемориальным предметом, принадлежавшим членам царской фамилии, очевидно ценившим работы мастерских Императорского Строгановского училища.
Техническое исполнение футляра показывает, что эмальеры училища владели новыми приемами работы с эмалью. Они использовали эмаль с цветным крапом, вошедшую на рубеже XIX-XX столетий в технический арсенал русских мастеров. В начале прошлого века крапчатые эмали особенно широко применял прославленный московский живописец по эмали Ф. Рюкерт, а также мастера фирмы П. Овчинникова и московских серебряных артелей.
Made on
Tilda