Братина

Москва , 1899-1908. Фирма К. Фаберже

Серебро; эмаль, токарно-давильные работы, чеканка, вальцовка, канфарение, золочение, монтировка

Музеи Московского Кремля


Карл Фаберже, житель Санкт-Петербурга, открыл филиал фирмы в Москве в 1887 г.
С этого же времени он состоял в московском купечестве и в возрасте сорока двух лет начал торговать бриллиантами в 3-м участке Тверской части, на Кузнецком мосту – «бриллиантовой» улице древней столицы. Здесь предлагали свой товар поставщики высочайшего двора И. Хлебников, П. Овчинников, ювелиры семьи Болин, а также торговые дома, продававшие изделия из золота и серебра, – например, магазин М. Ломбардо.
В эти сияющие серебром и золотом магазины Ф. Рюкерт также поставлял свой товар.
Сначала торговый зал фирмы К. Фаберже был устроен на Кузнецком Мосту в доме прусского поданного, владельца чугунолитейных и механических заводов Ф. Сан-Галли, выставлявшего в нем камины и домашнюю утварь.
В 1895 г. К. Фаберже решил перебраться на Кузнецкий Мост, 4, в дом Купеческого общества, возведенного архитектором А. Каминских.
Фабрика серебряных, золотых и ювелирных изделий К. Фаберже была открыта в Москве около 1890 г. Производство, как и первый магазин, разместилось в глубине двора в Большом Кисельном переулке, в трехэтажном каменном доме, принадлежавшем
Ф. Сан-Галли. Вначале на фабрике трудились пятьдесят человек, но через десять лет при ней состояло уже двести тридцать пять рабочих. Старший мастер фирмы Фаберже
Ф. Бирбаум в своих мемуарах писал, что после 1900 г. все крупные работы из серебра выполнялись в Первопрестольной.
Московская фабрика, которая со временем стала приносить основной доход фирме
К. Фаберже, выпускала широкий ассортимент товаров – от столовых приборов и культовой утвари до драгоценной галантереи и дамских украшений. Особенно славилась утварь, выполненная в русском стиле – братины, жбаны, ковши, ларцы, которые, как правило, служили подарками – дипломатическими или кабинетными, подношениями по случаю юбилеев и памятных событий, призами соревнований. Однако в 1890 г. московский филиал не выпускал необходимого количества серебряных изделий с эмалью в популярном стиле национального романтизма. Именно поэтому он обратился с заказами к мастеру из Рогожской части, который стал известен своими произведениями, выполненными в технике живописи по эмали. Сотрудничество К. Фаберже и Ф. Рюкерта стало взаимовыгодным
и многолетним, несмотря на то что с годами московская фабрика знаменитого ювелира наладила выпуск собственных великолепных произведений с эмалью, тоже оригинальных
и самобытных.
На вещах, созданных в мастерской Ф. Рюкерта по заказу придворной фирмы, ставилось клеймо «К. Фаберже» под Государственным гербом, часто поверх именника «ФР». Сотрудничество со всемирно известным предприятием, имевшим магазины в разных российских городах и за рубежом, принесло Ф. Рюкерту известность далеко за пределами Москвы. Это давало возможность иметь постоянные и солидные заказы, меньше думать о реализации товара и больше заниматься творчеством и техническими экспериментами.
Эмалевые изделия московской фабрики К. Фаберже и мастерской Ф. Рюкерта ценились иностранными за их самобытность и виртуозное рукотворное мастерство. Особенно популярны были изделия фирмы К. Фаберже с рельефными чеканными узорами и фигуративными мотивами на однотонных эмалевых матовых поверхностях. Таковы братины, на голубых, бархатистых фонах которых отчётливо выделяются чеканные фигуры Сиринов и жар-птиц по сторонам от Древа жизни.
Матовые поверхности эмалей вызывали у мастеров фирмы К. Фаберже ассоциации с бархатом разных цветов – пурпурным, бордовым, синим. Это обусловило появление уникальных, не имеющихся аналогий в ювелирном мире, произведений – ковшей, ларцов, чарок, украшенных жемчужной вышивкой по монохромным эмалевым фонам.
Ковши и братины, «шитые» мелким жемчугом, были популярны и у зарубежной клиентуры фирмы из-за своей самобытности, необычности и уникальности. Художники и мастера московской фабрики К. Фаберже, прекрасно осознавшие близость ювелирного дела и старинного русского шитья с его декоративной и орнаментальной стихией, продемонстрировали в начале ХХ столетия эту тесную, многовековую связь совершенно оригинальным способом. Московский филиал создавал изделия, поставлявшиеся и в другие города, в том числе петербургской и лондонской клиентуре, ценившей произведения в московском русском стиле.



Пасхальное яйцо "Московский Кремль"

Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1906 г.

Москва, 1904-1906. Фирма К. Фаберже.

Золото, серебро, оникс, стекло; эмаль по гильошировке, живопись по эмали, перегородчатая эмаль, масло (?), гравировка, чеканка, выпиловка, литье, токарная работа по камню, монтировка

Музеи Московского Кремля

Мастерские фирмы К. Фаберже в Санкт-Петербурге выпускали произведения в стиле национального романтизма. Даже среди императорских пасхальных яиц есть изделия, выполненные с использованием старинных русских мотивов и традиционных эмалевых техник. Пасхальное яйцо «Московский Кремль», подаренное императором Николаем II супруге Александре Федоровне в 1906 г., представляет собой вариацию на тему средневековой архитектуры Московского Кремля. Оно украшено разными видами эмали – живописной, выемчатой, прозрачной. Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда – подарок императора Николая II супруге на Пасху 1900 г. – декорировано плетенками, выполненными в технике перегородчатой эмали, и золоченными шариками, воспроизводящими древнерусскую технику зерни.
Московская фабрика К. Фаберже, как и мастерская Ф. Рюкерта, выпускала серебряные изделия с плакетками, украшенными живописью по эмали. Темы и сюжеты эмалевых миниатюр были схожи и представляли собой миниатюрные копии работ известных художников – С. Соломко и Н. Рериха, посвященных «преданьям старины глубокой». Эмалевые плакетки на изделиях московской фирмы К. Фаберже, как и на предметах фирм Ф. Лорие, О. Курлюкова, преемников Н. Немирова-Колодкина, отчетливо выделяются на гладком серебряном фоне, оживленном лишь рельефными чеканными узорами и небольшими локальными эмалевыми мотивами. Напротив, живописные плакетки у
Ф. Рюкерта со всех сторон окружены полихромной эмалью по скани и включены в общую яркую орнаментальную стихию. В отличии от ранних живописных изображений на произведениях Ф. Рюкерта, буквально растворявшихся в орнаменте, персонажи и сюжетные композиции более поздних предметов отделены от узорчатого полихромного фона одинарными и двойными скаными верёвочками или гладкими золочеными рамками.
Made on
Tilda