Ковш
Москва, 1903
Мастер Ф. Рюкерт
Серебро, опалы, хризопразы, альмандины, халцедон; эмаль по скани, зернь, токарно-давильные работы, гравировка, золочение, монтировка.
Поступил из управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1968 г.
Музеи Московского Кремля
На дне ковша – гравированная дарственная надпись курсивом: ВНУЧКУ МИЛОМУ//АЛЕКСЕЮ СЕРГЕЕВИЧУ//ОТ ДЕДУШКИ//АЛЕКСЕЯ СЕРГЕЕВИЧА//5 ОКТЯБРЯ 1903 Г.
Клеймо мастера полусбито, читается только одна буква Ф. Тем не менее, можно со всей определенностью атрибутировать этот ковш как произведение мастерской Ф. Рюкерта – об этом свидетельствует легко узнаваемый почерк мастера. Гамма эмалей мягкая, приглушенная, лишенная излишней яркости и пестроты. Фисташковый оттенок фона, болотный тон листьев, как и цветной крап эмалей, характерны для изделий мастера. Крупные цветы-розетки с кабошонами в серединках, а также обилие зерни встречаются и на известных произведениях мастера из других коллекций, например, в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

Ковш
Москва, 1899-1908
Мастер Ф. Рюкерт, фирма К. Фаберже
Серебро; эмаль по скани с дополнительной росписью, скань, токарно-давильные работы, выпиловка, матировка, золочение, монтировка
Поступил из управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1968 г.
Музеи Московского Кремля
Дно ковша украшено изображением двуглавого орла с тремя коронами, заполненным золотисто-коричневой эмалью с живописными «перышками» темно-коричневой эмали, поэтому изделие могло входить в состав так называемых кабинетских вещей – подарков с официальной символикой.
Солонка
Москва, 1899–1908
Мастер Ф. Рюкерт
Серебро; чеканка, токарно-давильные работы, эмаль по скани
с дополнительной росписью, монтировка
Поступила из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1971 г.
Музеи Московского Кремля
Солонка в форме миниатюрной братины имеет корпус, чеканенный четырьмя сердцевидными выпуклостями. Это увеличивает объём предмета и придает ему пластичность, которая в сочетании с живописностью и яркостью эмалевой палитры характерна для московской ювелирной школы. На рубеже XIX–ХХ вв. Ф. Рюкерт
создавал предметы, близкие к продукции других московских мастеров.
Чарка

Москва, 1899–1908

Мастер Ф. Рюкерт

Серебро; эмаль по скани с дополнительной росписью, выпиловка, золочение, монтировка

Поступила из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1968 г.

Музеи Московского Кремля

Чарка с прихотливой выпильной сквозной ручкой знаменует отход в творчестве
Ф. Рюкерта от контрастной гаммы московской эмалевой школы предшествующего времени. Цвета эмалей, украшающих ее, еще яркие и звонкие, как и раньше, имеют живописные прожилки и тени, но к ним уже добавлена эмаль неоднородного тона, как будто припорошенная цветными включениями. В данном случае это телесный с оранжевыми точечными крапинками. Для украшения предмета использована характерная для московской ювелирной традиции прозрачная красная эмаль, положенная по золотой фольге, в сочетании с густо-красной эмалью цвета бычьей крови, которою называли "красной китайской"; она широко использовалась Ф. Рюкертом на рубеже XIX–ХХ вв.


Ковш
Москва, 1899–1908
Мастер Ф. Рюкерт, фирма К. Фаберже
Серебро, фольга; эмаль по скани, токарно-давильные работы, золочение, монтировка
Поступил через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 2019 г.
Музеи Московского Кремля
Богато украшенный локальными и крапчатыми эмалями ковш имеет скульптурную деталь – носик в виде головы курочки с красным гребешком, сияющим благодаря подложенной под прозрачной эмалью золотой фольге. Так же сияют и горошины на венце. Изделие является единственным зооморфным предметом Ф. Рюкерта в собрании Музеев Московского Кремля, обладающем несколькими разнообразными ковшами в оригинальном неорусском стиле начала ХХ в., каждый из которых неповторим и оригинален.
Ковш
Москва, 1899–1908
Мастер Ф. Рюкерт
Серебро; эмаль по скани, выпиловка, токарно-давильные работы, гравировка, золочение, монтировка
Поступил через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 2019 г.
Музеи Московского Кремля
В ковше сочетаются орнаментальное богатство, яркость традиционной московской ювелирной школы и новые приемы, присущие почерку мастеров Ф. Рюкерта. Орнаментальные мотивы пышных, достаточно ярких листьев-завитков, цветов и бутонов с живописными полихромными оживками очень традиционны. При этом в эмалевой гаме ковша есть светлая бежевая эмаль с едва заметным оранжевым крапом, введение которого сделало тон более сложным и объемным, чем локальные цвета у других эмальеров. Сканый «гипюр» на голубом фоне достаточно традиционен, но он затягивает не ярко-голубую эмаль, как в работах других мастеров, например, Г. Клингерта, а насыщенную, густую, василькового цвета. Несмотря на многообразие живописной разделки и отдельные интенсивные тона, изделие не кажется пестрым; его гамма – изысканная, благородная и гармоничная. Этот ковш был корпоративным, официальным подарком, о чем свидетельствует гравированная дарственная надпись внутри корпуса: ОТ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА МОСКОВСКОЙ ШЕРСТОТКАЦКОЙ МАНУФАКТУРЫ ТОВАРИЩЕСТВУ ШЕРСТЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ ТОРНТОН. МОСКВА 22 МАЯ 1914 Г.
Коробочка

Москва, 1899–1908

Мастер Ф. Рюкерт

Серебро; эмаль по скани, выпиловка, токарно-давильные работы, гравировка, золочение, монтировка.

Поступил через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 2019 г.

Музеи Московского Кремля

Крышка коробочки украшена выполненной в технике живописи по эмали жанровой сценкой на тему русской старины: пожилой боярин в зеленой с золотом ферезее и красном кафтане, с седыми волосами и бородой, протягивает связку драгоценных бус молодой красавице в надежде купить ее расположение. Черноволосая, в золотистом венце с красными лентами, в синей узорчатой юбке и белой цветастой кофте с пышными рукавами, уже увешанная несколькими нитками бус, она стоит, подбоченясь и гордо подняв подбородок. Действие происходит в бревенчатом доме с окном, над которым висит рушник; у дальней стены, под пологом, – кровать со взбитыми подушками.
На передней и задней длинных панелях в технике живописной эмали представлены две синички и два щегла среди тонких, графичных цветов на фоне снега. На коротких боковых панелях – шагающие птички, их контуры сканые, а сами изображения – расписные.
Ковш

Москва, 1908–1917

Мастер Ф. Рюкерт, фирма К. Фаберже

Серебро, амальгама; эмаль по скани, живопись по эмали, токарно-давильные работы, золочение, монтировка

Поступил из Комитета государственной безопасности СССР в 1990 г.

Музеи Московского Кремля

Под приподнятым заостренным носиком ковша в округлом фигурном клейме помещена композиция, выполненная в технике живописной матовой эмали, заполняющая все отведенное ей пространство. Миниатюра написана по мотивам работы художника
Б. Зворыкина «Князь Пожарский в битве под Москвой». На ней изображено победное шествие русского войска под хоругвью, возглавляемое князем в алом корзне, верхом на белом коне, которого ведет под уздцы воин в красном тегиляе. Справа помещен приветствующий князя воин с обнаженной саблей в правой руке, в левой руке он держит снятый с головы шлем. На заднем плане виден тающий в дыму и пламени средневековый русский город. На поле боя брошены мечи, щиты и шлемы противника. Внизу на миниатюре имеется не читаемая полностью подпись: СМИРН …
Ковш является особой редкостью, так как на нем имеется эмалевая миниатюра с подписью художника. Таких примеров в наследии мастерской Ф. Рюкерта – единицы. Скорее всего, это подпись художника С. Смирнова, чьи инициалы СС встречаются на других произведениях мастерской. Полностью его имя начертано на подносном блюде фирмы И. Хлебникова из собрания Нижегородского музея-заповедника и портсигаре – редком образце эмалевой продукции послереволюционного времени, хранящемся в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Похожая подпись поставлена на плакате с миниатюрой с изображением избрания на царство Михаила Федоровича из частного собрания в Москве.
Коробочка

Москва, 1908–1917

Мастер Ф. Рюкерт, фирма К. Фаберже

Серебро, металл, амальгама; эмаль по скани, выпиловка, токарно-давильные работы, золочение, монтировка

Музеи Московского Кремля

Миниатюрная коробочка, возможно, косметическая, украшена крупным, похожим на клубень цветком в стиле интернационального модерна, окруженным геометрическими мотивами, и решена в темных тонах, характерных для изделий Ф. Рюкерта эпохи символизма. Она представляет собой яркий образец изысканных галантерейных изделий мастерской прославленного эмальера, являясь единственным предметом подобного назначения в собрании Музеев Московского Кремля.
Чайная ложка

Чайная ложка

Москва, 1908-1917

Мастер Ф. Рюкерт, фирма К. Фаберже

Серебро; эмаль по скани, штамп, золочение, монтировка

Поступил из Шереметьевской таможни в 1992 г.

Музеи Московского Кремля

В коллекции Музеев Московского Кремля хранятся разнообразные предметы с клеймом Ф. Рюкерта: от подарочных произведений – коробочек, ковшей с гербами и миниатюрами по работам известных художников до утилитарных изделий, в том числе предметов столового серебра, примером чего является ложечка, сплошь украшенная абстрактными и стилизованными растительными узорами. Небольшая поверхность чашечки не давала возможности разместить живописную миниатюру, которая нередко украшает столовые приборы мастерской, зато крупный фантазийный бутон в пышном цветоложе свободно расположился в ее центре.
Made on
Tilda