Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда
Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1900 г.
Санкт-Петербург, 1900
Мастер М. Перхин, фирма К. Фаберже
Золото, платина, серебро, алмазы огранки "роза", рубин, оникс, хрусталь, дерево, шелк, бархат; литье, чеканка, гравировка, эмаль по гильошировке, эмаль по скани, зернь, выпиловка, резьба по камню, золочение, монтировка
Музеи Московского Кремля
Яйцо с моделью сибирского поезда – один из двух императорских пасхальных подарков, оформленных в "оригинальном русском стиле" рубежа XIX–ХХ вв.: для его создания использована техника эмали по скани и капли зерни в подражание традиционным русским серебряным предметам, которые весьма парадоксально сочетаются с эмалью-гильоше, заимствованной из ювелирного искусства Франции.
Яйцо с откидной на шарнире эмальированной крышкой в средней части украшено гравированным изображением карты Российского государства с Транссибирской магистралью и надписью: ВЕЛИКИЙ СИБИРСКИЙ//ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ//К//1900 Г.
Недостроенные участки пути отмечены пунктиром. Нижний сегмент покрыт зеленой эмалью по гильошировке и опоясан фризом плетенки с голубой и оранжевой эмалями по скани. Крышка декорирована зеленой эмалью по гильошировке и фризом плетенки с голубой и оранжевой эмалями по скани, с каплями зерни. Пасхальное яйцо венчает трехсторонний литой золоченый государственный двуглавый орел, вокруг которого помещен лиственный поясок из зеленого золота, окаймленный жгутами из красного золота. Пьедестал состоит из трех литых серебряных золоченых шагающих грифонов со щитом и мечом в лапах. Треугольное фигурное профилированное основание пьедестала вырезано из белого оникса и украшено золотым рельефным выпуклым валиком. В яйце имеется бархатный ложемент для миниатюрной модели поезда, сложенной втрое.
Паровоз поезда выполнен из золота и платины, снабжен алмазными фарами и рубиновым фонарем и имеет поленницу. Пять золотых вагонов с окошками из горного хрусталя соединены в двух местах шарнирами, позволяющими складывать и раздвигать модель, и гравированы различными надписями: ДЛЯ ДАМ, ДЛЯ КУРЯЩИХ, ДЛЯ НЕКУРЯЩИХ. Пятый вагон представляет собой вагон-церковь с крестом, под которым укреплена алмазная "роза", и колокольней. Механизм поезда заводился золотым ключом и приводил в движение состав, который мог проехать несколько метров.
Пасхальное яйцо "Московский Кремль"

Подарок императора Николая II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1906 г.

Москва, 1904–1906. Фирма К. Фаберже

Золото, серебро, оникс, стекло; эмаль по гильошировке, живопись по эмали, перегородчатая эмаль, масло (?), гравировка, чеканка, выпиловка, литье, токарная работа по камню, монтировка

Поступило из валютного фонда Народного комиссариата финансов в 1927 г.

Музеи Московского Кремля

Пасхальное яйцо в виде стилизованного изображения главного храма Русского государства, Успенского собора Московского Кремля, увенчано сверкающим золотым куполом. Поверхность нижней части яйца имитирует каменные блоки и покрыта прозрачной белой эмалью. Тройные арочные окна с колонками, покрытыми белой эмалью, застеклены. В одном из них видна часть интерьера собора: иконостас, передние столпы и царские места. На нижнем конце яйца укреплена круглая золотая мишень с выполненной белой эмалью датой: ЛЕТА/ АЦД (1904). Яйцо укреплено на подставке из красного золота, внутри которой – гравированная надпись: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ. Подставка – в виде Кремлевской стены; центральная башня окружена четырьмя низкими башенками, воспроизводящими в миниатюре Благовещенскую. Они увенчаны двуглавыми орлами над зелеными эмалевыми кровлями. Башни стоят за изогнутыми стенками из двухцветного золота с ажурными решетками, над каждой из которых помещен зеленый эмалевый купол с золотым крестом. Эти стенки соединяют все четыре башни с шатровыми зелеными эмалевыми завершениями, дважды воспроизводящими Спасскую и Водовзводную башни, первые две увенчаны двуглавыми орлами, вторые – золотыми флажками. С четырёх сторон на каждой "Спасской" башне помещены круглые черные циферблаты с золотыми стрелками и цифрами, а на углах – зеленые эмалевые пирамидки-пинакли, увенчанные черными металлическими шариками, под шатром – золотой колокол с витой золотой веревкой. На главном фасаде одной из башен изображен герб Москвы – святой Георгий Победоносец на красном поле, выполненный в технике миниатюрной живописи по эмали. По сторонам от него – колонки с чёрным покрытием, над ним – фигурная килевидная арка. Над вратами квадратных в плане "Спасских" башен помещен живописный эмалевый образ Христа Вседержителя в килевидном киоте с колонками по сторонам. Главный фасад одной из башен украшен эмалевым Государственным гербом. Внизу, над вратами, находится эмалевый миниатюрный образ Богоматери Казанской. По сторонам от проездных башен поставлены часовни с зелеными эмалевыми кровлями с накладными крестами и куполами. Внизу, под башнями, виден ярус стен с зубцами, образующий восьмигранник. На стене с двух сторон, под круглыми настенными башенками с зеленым эмалевыми кровлями, помещены эмалевые образы Богоматери и Христа Вседержителя. Самый нижний ярус стен с "ласточкиными хвостами" имеет арки, опирающиеся на низкие бочкообразные белые эмалевые колонки и золотые яблоки и диски, центральные арки завершаются золотой дольчатой сплющенной гирькой. Нижний ярус с двух сторон заканчивается лестницами. Подставка утверждена на низком золотом восьмигранном постаменте с поверхностью, изображающей кирпичную кладку, с декоративным фризом наверху в виде полукружий и пик с черной и белой выемчатыми эмалями. Восьмигранное основание выполнено из белого слоистого оникса. На постаменте помещены гравированные надписи: ФАБЕРЖЕ 1904. Ключ от музыкального механизма, игравшего "Херувимскую песнь", золотой, с круглой рифленой головкой.
Чайный сет (чайник, сахарница, сливочник)

Москва, 1896

Фирма К. Фаберже

Серебро, кость; выемчатая эмаль, токарно-давильные работы,

резьба по кости, золочение

Поступил через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 2018 г.

Музеи Московского Кремля

Серебряный сет, состоящий из чайника, сахарницы и сливочника, украшен сценками из крестьянской жизни, выполненными черной выемчатой эмалью, в духе силуэтной графики художницы Е. Бём. На чайнике изображены пляшущие фигурки, с одной стороны – крестьянин, с другой – крестьянка, на сахарнице – крестьянские дети в поле и огороде, на сливочнике с одной стороны – крестьянские мальчик и девочка с курочкой и цыплятами, а с другой – крестьянская девочка-подросток с сечкой, рубящая капусту в колоде.
Братина

Москва, 1899–1908

Фирма К. Фаберже

Серебро; эмаль, токарно-давильные работы, чеканка, вальцовка, канфарение, золочение, монтировка

Музеи Московского Кремля

Серебряная братина украшена матовой голубой эмалью, на фоне которой рельефно выступает чеканный декор с двумя симметрично расположенными изображениями птицы Сирина с широко распахнутыми крыльями, стоящей на тонких, свивающихся стеблях с крупными бутонами, листьями и завитками, произрастающих из рифленой чаши. Этот предмет относится к типу изделий с матовыми монохромными фонами, рельефными орнаментальными узорами и изобразительными сюжетами, большей частью на тему отечественной старины и фольклора.
Сапожок

Россия, вторая половина XVII в.

Бархат, кожа домашней козы, золотный шнур, золотная тесьма, хлопчатобумажные нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание

Музеи Московского Кремля

Основным видом древнерусской обуви были сапоги – короткие, до щиколотки, или более высокие, доходящие иногда до колена. Для улицы шили кожаные сапоги, для дома – из различных тканей, гладких или узорчатых. Парадную обувь, прежде всего царскую, украшали в той части, которая была видна, золотным или жемчужным шитьем, драгоценными камнями, отделывали золотной тесьмой. Сапожок выполнен из малинового бархата и украшен плотным жемчужным узором.
Поручи

Россия, середина XVII в.; ткани – XVII в.

Бархат, атлас, золотные нити, серебро, жемчуг; ткачество, шитье, резьба

Музеи Московского Кремля

Поручи – часть облачения православных священнослужителей, надеваемая на рукава подрясника или подризника, – символизируют узы, которыми были связаны руки Иисуса Христа, взятого под стражу. Поручи из малинового бархата с жемчужным узором происходят из Патриаршей ризницы Кремля, возможно, они неоднократно использовались русскими иерархами.
Made on
Tilda