Коробочка
Москва, 1908-1917. Мастер Ф. Рюкерт
Серебро; живопись по эмали, эмаль по скани, штамп, скань, золочение, монтировка
Музеи Московского Кремля

Прусский подданный Фридрих Мориц Рюкерт, которого на русский манер называли Федором Ивановичем, родился в 1851 году. Ему удалось создать предприятие, прославившее отечественное искусство эмали во всем мире. Именитые российские ювелирные фирмы К. Фаберже, П. Овчинникова, О. Курлюкова и другие, несмотря на огромные возможности, приобретали изделия с эмалью в небольшой московской мастерской для продажи в своих роскошных магазинах и для отправки августейшим покупателям и зарубежной клиентуре.

Началом работы мастерской считается 1886 г. Разместившись в районе Таганки, на углу Воронцовской улицы и Безымянного переулка в Рогожской части столицы, Ф. Рюкерт сумел влиться в кипучую московскую деловую и художественную жизнь. В Рогожской слободе
Ф. Рюкерт был в большей степени окружен русскими купцами, мещанами, которым на Воронцовской улице принадлежало большинство домов, а также мастеровыми, которые, как и он, арендовали здесь помещения. В этом же районе в первом участке находилась фабрика А. Овчинникова. Поблизости от мастерской Ф. Рюкерта – на Воронцовской улице располагалась фабрика О. Курлюкова. Именно эти фирмы, находившиеся по соседству, стали одними из основных заказчиков изделий Ф. Рюкерта в ранний период работы мастерской – с конца 1880-х гг. по начало ХХ века.
В первую очередь это касалось знаменитой фирмы П. Овчинникова. Фирма, поставлявшая произведения для царского двора, завоевала признание не только в России, но и за ее пределами. По результатам Венской всемирной промышленной выставки 1873 г. Павел Овчинников был награжден Железным крестом и Большой золотой медалью за представленные изделия, а король Италии Виктор Эммануил II удостоил фабриканта позволения именоваться поставщиком его величества. В то же время его старший брат Алексей, у которого он постигал азы ремесла, основал в 1882 г. вместе с сыном Фёдором Торговый дом, который всего через несколько лет был продан купцу Моргунову. Клиентура Торгового дома А. и Ф. Овчинниковых была самая уважаемая: примером служит портсигар, подаренный знаменитому архитектору Р. Клейну.

Портсигар
Москва, 1885. Фабрика А. и Ф. Овчинниковых
Серебро, недрагоценный металл; эмаль по скани, штамп, канфарение, гравировка, золочение, монтировка
Музеи Московского Кремля
После смерти П. Овчинникова в 1888 г. фабрикой в Москве управлял его сын Александр. Судя по датировке предметов, именно с ним Ф. Рюкерт плодотворно сотрудничал. Глава фирмы, признавший виртуозное живописное мастерство Фёдора Ивановича, заказывал ему предметы, отличавшиеся оригинальностью и самобытностью, среди них – небольшие ковши и чаши, покрытые эмалью по скани как снаружи, так и внутри, что было характерно для ранних изделий его мастерской. В мишенях на их доньях изображены птицы и животные в духе усольских эмалей XVII в. Чаще всего это были лебеди, уточки и львы, напоминавшие образы Позднего Средневековья, а также грифоны и другие мифологические существа.
Эмали Ф. Рюкерта отличались богатством и разнообразием тонов, изощренной живописной разделкой и полихромными переливчатыми тенями, положенными поверх основных цветов. Мастер покрывал каждое свое изделие непрерывным стелющимся по поверхности узором с выразительными, зачастую вычурными, кудрявыми линиями. Преобладал мотив упруго изгибающегося стебля с крупными листьями, пышными цветами и бутонами, расписанными разноцветными прожилками и решетками, заимствованными из усольских образцов.
В Журнале торгово-промышленных заведений за 1898 г. записано, что в мастерской прусского подданного Ф. Рюкерта работали четыре человека: дело, как видно, было небольшое, что и стало причиной незначительного наследия периода 1880-1890-х гг. Среди выпускаемых изделий были подарочные кубки со съемными крышками, необычные роскошные трехручные вазы, ковши, чаши, чарки, портсигары. Крупные предметы сложных многосоставных форм, как, например, ананасные кубки с рельефными деталями – фигурами орлов, вазы с ручками в виде фантазийных змиев, украшенные традиционной эмалью по скани и старинными травными узорами, являют собой яркие образцы русского стиля. В живописную ткань поверхности вписаны фигуры сокольничих, рынд и других древнерусских персонажей, сцены из боярской жизни и фрагменты знаменитых в свое время картин.
В декоре ранних произведений часто встречаются изображения фольклорных и мифологических персонажей, чаще всего птицы Сирина с тщательно прописанным ликом и полихромными перьями.

Чаша
Москва (?), конец XVII в. Серебро; чеканка, живопись по эмали, скань. Музеи Московского Кремля
Чаша
Сольвычегодск, 1690-е гг. Мастер Максим Буравкин (?) Серебро; чеканка, живопись по эмали, скань, золочение. Музеи Московского Кремля
Чаша
Сольвычегодск, 1690- е гг. Мастера братья Поповы (?) Серебро; живопись по эмали, чеканка, скань, золочение. Музеи Московского Кремля
Тарелка десертная из Кремлевского сервиза
Санкт-Петербург, 1837–1839. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; надглазурная роспись, золочение. Поступила из Управления коменданта Московского Кремля в 1939 г. Музеи Московского Кремля
Тарелка десертная из Кремлевского сервиза
Санкт-Петербург, 1837–1839. Императорский фарфоровый завод. Фарфор; надглазурная роспись, золочение. Поступила из Управления коменданта Московского Кремля в 1939 г. Музеи Московского Кремля
Сулея (ваза)
Китай, династия Мин, первая половина XVI в.; оправа – Россия, XVI в. Фарфор, серебро; подглазурная роспись, резьба, чеканка, золочение. Принадлежала царевичу Ивану Ивановичу. Прослеживается по описям Оружейной палаты с 1808 г. Музеи Московского Кремля.

Плакетки, декорированные живописными по эмали миниатюрами, как с глянцевыми, так и с матовыми поверхностями, стали со временем главным украшением изделий Ф. Рюкерта. Чаще всего мастер копировал композиции (или фрагменты) живописцев и графиков XIX–XX столетий: К. Маковского, И. Репина, Н. Рериха, Б. Зворыкина, Г. Седова, К. Лебедева, К. Трутовского. Мастер ценил работы этих художников из-за приверженности национальной теме, будь то интерес к жизни бояр, охвативший русское общество в преддверии юбилея дома Романовых, эпические сказы о богатырях или сценки из народной жизни и простодушные крестьянские персонажи. Преобладают, безусловно, сюжеты картин «поэта-художника» В. Васнецова – певца былинной, сказочной Руси, особенно его «Витязь на распутье», которого Ф. Рюкерт часто помещал на коробках и портсигарах. Наиболее легко и гармонично были включены в разнообразные по форме и назначению предметы Ф. Рюкерта акварели С. Соломко – романтические грезы о забытой старине, пленительные и благодушные, нередко с оттенком юмора.

Всего за пять лет число работников мастерской Ф. Рюкерта возросло более чем втрое – до четырнадцати человек. Этот факт приводится в справочной книге «Вся Москва» за 1904 г. Мастер занимал лучшие помещения в новом, большом и удобном доме Соколова, построенном в 1890 г. известным архитектором Н. Струковым. В трехэтажном каменном доме имелись небольшой теплый подвал и фонарь с балконом над ним на углу второго этажа, а также пристройка со двора. На первом этаже располагались овощная лавка, большой чайный магазин и две мастерские Ф. Рюкерта. Каждая занимала по две комнаты, имела коридор и кухню. Спальни рабочих размещались на третьем этаже, в двух комнатах, на нем же находилась и квартира дочери Ф. Рюкерта Аглаиды, а сам художник занимал четыре комнаты и световой фонарь этажом ниже.
Первой женой Фёдора Ивановича была белошвейка по имени Эмиль, второй стала Евгения Калистратовна Белова из поселка Большая Вишера. В семье родилось десять детей. Старшие сыновья Павел и Фёдор, по свидетельству родственников, работали в мастерской отца.
Летом 1897 г. Ф. Рюкерт хлопотал об определении своего сына Павла в знаменитое Строгановское училище, но в январе 1899 г. старшая дочь мастера Ида обратилась с прошением об исключении брата из числа студентов по болезни.
Второй сын, Фёдор, закончивший Таганское городское мужское начальное училище, в 1903 г. был зачислен в «любители рисования» Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, но с января 1904 г. не посещал классы. Учеба не могла пройти для братьев бесследно, так как училище, даже незаконченное, способствовало развитию художественных способностей и практических навыков, которые ученики получали в существующих при учебном заведении мастерских – эмальерная была учреждена в 1902 г. Созданные в ней предметы имелись даже у членов царской фамилии, например, серебряный ларчик с евангелиями.
После 1915 г. мастерская Ф. Рюкерта не упоминается в справочнике торгово-промышленных заведений Москвы. Когда началась Первая мировая война, дети художника – Аглаида, Павел, Фёдор, Александр и Анатолий – подали императору Николаю II прошения о принятии их в «число верноподданных его императорского величества», в которых они подчеркивали, что не имели к Германии никакого отношения, а «всеми интересами» связаны с Россией и хотят закрепить связь с Родиной. Каково было решение государя неизвестно. Переживший февральские и октябрьские революционные события Ф. Рюкерт стал свидетелем конца собственного дела и крушения знаменитой на весь мир фирмы своего товарища и партнера К. Фаберже, вынужденного покинуть Россию и умершего в 1920 г. (прах ювелира покоится в Каннах).
Фридрих Рюкерт окончил свои дни в Москве в 1918 г. Скромный камень на могиле был поставлен позднее семьей его сына Павла. По воспоминаниям потомков, в советское время сыновья Фёдор, Анатолий и дочь Софья вынуждены были делать эмалевые значки для мастерских Осоавиахима. Затем членам семьи пришлось освободить дом с мастерской. Во время Великой Отечественной войны они опять подверглись гонениям и были высланы далеко за пределы Москвы. Несмотря на все испытания, род Фёдора Ивановича Рюкерта, ныне прославленного во всем мире живописца по эмали, не прервался, в столице живут его внуки и правнуки. Музеи и коллекционеры по крупицам собирают уникальное наследие живописца по эмали, а также произведения современников XIX – начала ХХ в.
Made on
Tilda